Движение — это жизнь: роль дорог

в экономическом развитии региона

Собирательное название автомобильных и железных дорог — транспортные артерии — емко и точно выражает их колоссальную значимость для функционирования регионов страны. Движение транспорта можно соотнести с кровообращением организма. Чем лучше и разумнее оно развито, чем выше качество трасс и дорог — вплоть до мелкой капиллярной сети, связывающей малые города, — тем более здоровой жизнью живет регион, тем более весомое участие он принимает в жизни всей страны. Хорошие дороги — это поставки сырья и материалов, продуктовое снабжение, развитие сферы услуг и туризма, усиление конкуренции, соответственно — появление новых рабочих мест и общее повышение качества жизни.

Ситуативный дорожный центр <br />Ивановской областиСитуативный дорожный центр
Ивановской области
Ивановская область наглядно подтверждает этот тезис. Расположенный в самом центре России регион с начала XXI века постепенно терял связь с соседними областями, технологически и экономически откатываясь назад. Утраченную инфраструктуру начали восстанавливать только в 2018 году — и эффект от преобразований, инициированных новым руководством региона, можно назвать лавинообразным. Что же было сделано и что это дало?
Локомотивы экономики
Новые скоростные поезда Российских железных дорог не зря носят «птичьи» названия. «Сапсаны», «Ласточки» и «Стрижи» множеству регионов обеспечили взлет конкурентоспособности за счет более качественной и оперативной связи со столицей. С начала 2010-х их запускали между Москвой и Санкт-Петербургом, Нижним Новгородом, Владимиром, Орлом, Курском, Воронежем, Белгородом, Тверью, прокладывая новые экономические связи. Тем временем в Иваново из Москвы можно было попасть только на старом ночном поезде, потратив около восьми часов. В отсутствие транспортной инфраструктуры регион проигрывал внутреннюю конкуренцию соседним. Поэтому, заступив на пост губернатора области в 2017 году, экс-замминистра экономического развития РФ Станислав Воскресенский первым делом занялся ее развитием. Понадобилось в том числе убедить руководство РЖД, что отсутствие электрифицированной железнодорожной ветки в Ивановской области — не препятствие. Оказалось, что при наличии политической воли решить проблему несложно: теперь до Владимира поезд идет на электричестве, а оттуда — на дизельном локомотиве. Первая «Ласточка» из Москвы приехала в Иваново уже через полгода после вступления губернатора в должность, в марте 2018-го. Теперь путь на современном и удобном поезде занимает вдвое меньше: 3 часа 40 минут.
Следующим этапом развития инфраструктуры стало налаживание внутреннего сообщения в регионе. Быстрые и комфортные поезда «Орлан» связали Иваново с ключевыми городами области — Кинешмой, Шуей, Тейковом, Гавриловым Посадом, Фурмановом и другими. Это сделало возможной маятниковую миграцию и облегчило жизнь тысяч людей — от специалистов из малых городов, которые работают в областном центре, до студентов, ежедневно приезжающих в Иваново на учебу. С появлением возможности добраться до Москвы и обратно за один день в регион пришел крупный бизнес: «Интер РАО», «СОГАЗ» и «Россети Центр и Приволжье» перенесли в Иваново центры обслуживания клиентов. И есть основания думать, что это только начало: недвижимость здесь гораздо дешевле столичной, а сотрудники не менее квалифицированны, но более мотивированны. В Ивановской области работает 15 вузов. Теперь их выпускники получают возможность найти работу по профессии дома, не уезжая в другие регионы.
Повышение мобильности населения стало драйвером роста малого и среднего бизнеса. В том числе благодаря развитию внутренних и внешних логистических связей в 2021 году Ивановская область вошла в число лидеров деловой активности в стране, заняв третье место в блоке «Деловая активность, молодежная политика, промышленный туризм» рейтинга Министерства промышленности и торговли РФ.
Вокзал. Город ИвановоВокзал. Город Иваново
Вокзал. Город ИвановоВокзал. Город Иваново
Дорожный ответ
На сегодняшний день в Ивановской области отремонтировано около 90% сети опорных дорог. Регион в числе лидеров в стране по этому показателю. В 2018 году в области обновили 185 км дорожного полотна, в 2019-м — уже 375 км, а в 2020-м — 451 км. В том числе был завершен крупный дорожный долгострой в Иванове — Западный обход, который позволил вывести из города транзитный трафик и вдвое сократить путь до Владимира и Ярославля. В 2020 году власти сфокусировались на ремонте дорог в городах — Вичуге, Кинешме, Кохме, Тейкове, Шуе, Приволжске, Родниках, Савине, Юже и Юрьевце. Всего областные власти направили на ремонт дорог в крупных городах и райцентрах 1 млрд рублей. В 2021 году решением губернатора программа ремонта местных дорог была продолжена с сохранением уровня финансирования. По национальному проекту «Безопасные качественные дороги» в 2021 году только в Иванове и Кохме отремонтируют почти 90 улиц общей протяженностью 50,4 км.
Наращивание объемов дорожного строительства стало возможным благодаря модернизации предприятий, обслуживающих отрасль. В 2019–2020 годах в области открыли восемь и переоснастили пять асфальтобетонных заводов, подрядные организации на две трети обновили парк дорожной техники. Работы проводят комплексно: меняют основание дорожной одежды, ремонтируют водопропускные трубы, устанавливают современное освещение, благоустраивают тротуары. Подобно тому, как железные дороги привели инвестиции в крупные города, развитие автомобильного сообщения стимулировало развитие бизнеса в сельской местности. Так, улучшение дорожной сети и внутренней логистики стало одной из причин, по которой Вадим Дымов открыл новую животноводческую ферму «Дымов» именно в Гавриловопосадском районе Ивановской области. Скоро на базе комплекса откроется совместный российско-голландский генетический учебный центр, который позволит готовить специалистов высокого уровня в животноводстве и добавит местным специалистам преимуществ. Капиллярная сеть крепнет и приводит в отдаленные уголки области новую кровь. Прежде вымиравшие деревни, из которых было сложно выбраться, получают доступ к работе и образованию. Земли, которые долгое время были заброшены, вводятся в оборот. В планах руководства области — за пять лет ввести в оборот 150 тыс. га неиспользуемых земель, привлекая крупных инвесторов и давая землю на выгодных условиях всем, кто хочет заниматься сельским хозяйством.
Магнит для туристов
Подобно тому, как кровеносная система принимает ключевое участие в функционировании органов и систем, состояние дорожной инфраструктуры влияет на все сферы жизни общества, в том числе культурную. Реконструкция старейших вокзалов в регионе — Ивановского и Шуйского — не только вернула достойный облик важным культурным объектам и послужила комфорту горожан, но и помогла развитию бизнеса и туризма. Вокзал Иванова был возведен в начале 1930-х годов. Тогда город, носивший название Иваново-Вознесенск, всерьез претендовал на статус столицы СССР. А главному городу молодого индустриального государства нужен соответствующий вокзал. Так появилось масштабное и величественное здание, ныне — памятник конструктивизма. На протяжении XX века вокзал несколько раз перестраивали, а в 1990-е он превратился в подобие рынка, окончательно потеряв колорит. В 2020 году московское архитектурное бюро Faber Group взялось вернуть ему величественный облик. Специалисты восстановили исторический объем вокзала и масштабное остекление, сохранив память о позднейших преобразованиях. Теперь это эффектный памятник архитектуры ХХ века, оснащенный по последнему слову века XXI: доступная среда для маломобильных пассажиров, розетки для зарядки телефонов, продуманные зоны отдыха делают пребывание на вокзале комфортным. Но это еще не все: в его здании проводятся выставки современного искусства, которые активно посещают и местные жители, и туристы.
Вокзал. Город ШуяВокзал. Город Шуя
Похожее, но чуть менее масштабное преображение затронуло вокзал в Шуе, один из немногих уцелевших деревянных вокзалов в России. Его восстановили ровно таким, каким он был в XIX веке. В новогодние праздники между Ивановом и Шуей курсирует ретропоезд, который позволяет в полной мере прочувствовать аутентичность этого удивительного места. А рождественская ярмарка, которая работает в Шуе в январе, усиливает ощущение сказочного путешествия во времени. Шую уже называют столицей русского Рождества, тысячи туристов из разных регионов России приезжают сюда на рождественские каникулы. А рост спроса подстегивает предложение: гостиничная и ресторанная инфраструктура постепенно ощущает приток новой крови и обнаруживает возможности роста. Таким образом, развитие дорожной сети раскрывает множество возможностей для местного (и не только) бизнеса, способствует открытию новых предприятий и созданию новых рабочих мест, уменьшает отток населения из региона в столицу, повышает его туристическую привлекательность. То есть качественно меняет уровень жизни — от больших городов до самых маленьких деревень, которые получают возможность жить достойно, храня местную аутентичность.

Читайте также