Историягеографиякак источник дохода

Географическое положение некоторых регионов дает им массу преимуществ. Южные приморские города с их мягким климатом отличаются туристической привлекательностью. Северные прибрежные регионы могут жить за счет рыболовства и судоходства. Нефтеносные области зарабатывают на добыче природных ресурсов. Однако даже у регионов без пляжей, горных курортов и полезных ископаемых есть возможности выгодно использовать свое географическое положение. Как? Разберемся на примере Ивановской области.

Первый уровень: переформатировать старую индустрию

Прошлое региона, его традиции и наследие — источник уникальных ресурсов. Для Ивановской области смыслообразующим стало текстильное производство — отрасль с большой и богатой историей. В 1913 году на фабриках Иваново-Шуйского промышленного района производилась четверть всех российских тканей. В советское время здесь было построено множество фабрик и комбинатов — в том числе крупнейших в Советском Союзе. К началу перестройки Ивановская область выпускала почти 25% общесоюзного объема тканей, а 43% населения области работало в сфере текстильного производства. Кризис 1990-х больно ударил по отрасли: ивановские ткани потеряли конкурентоспособность на фоне дешевых китайских аналогов, энергоемкие заводы советского образца оказались нерентабельными. Моноотраслевой регион стал одним из самых депрессивных в стране и крайне медленно выходил из стагнации.

в2019году регион стал лидером национального рейтинга

Серьезные перемены начались в последние два года как следствие целенаправленной политики нового состава правительства региона. В частности, был создан Фонд развития промышленности Ивановской области. АНО «Агентство по привлечению инвестиций в Ивановскую область» заключило 20 соглашений на сопровождение инвестпроектов с потенциальным объемом инвестиций в размере 2 млрд рублей в первые два года реализации. Инвестиции в основной капитал в 2019 году выросли на 24,7% по сравнению с уровнем 2018 года и составили порядка 38 млрд рублей. Кроме того, Ивановская область вошла в первую десятку регионов страны и стала лидером ЦФО по снижению административного давления на бизнес. В 2019 году регион стал лидером национального рейтинга по состоянию инвестиционного климата в номинации «Поддержка малого бизнеса».

Компания «Дипос»
Компания «Дипос»

Всё это позволило усовершенствовать производства за счёт автоматизации и внедрения цифровых технологий, которые в том числе оптимизировали потребность в персонале, а также обеспечило приток в отрасль предприятий малого и среднего бизнеса. На смену фабрикам-гигантам пришло множество предприятий с небольшим количеством сотрудников, которые увеличивают общее разнообразие ассортимента и повышают качество продукции за счёт активной конкуренции. В результате регион полностью переформатировал привычную специализацию: сместил фокус производства и развил его за счёт новых направлений.

Компания «Дипос»
Компания «Дипос»

Это, в частности, сортировка и переработка старой одежды. После скандала с программой по сбору ненужной одежды компании H&M, когда выяснилось, что часть сданной в магазины одежды не отправляется на переработку в Германию, а продается на Avito или просто выбрасывается, производитель нашел нового, российского подрядчика, который оказался в состоянии справиться с огромными объемами (а это 3 тыс. тонн в год). Им стала ивановская компания «Лаут-Ресайклинг», которая работает с текстильными отходами и секонд-хендом с 1999 года. Еще одно перспективное направление развития индустрии — замещение хлопка более экологичной и менее дорогой смесовой коноплей. Соответствующее производство в Юже развивает компания «Смарт Хемп», использующая преимущества территории опережающего развития.

Компания «Навтекс-Наволоки»
Компания «Навтекс-Наволоки»

Так, переосмысляя своё наследие, Ивановская область возвращает былую славу лидера текстильной промышленности страны. А бренд «Ивановский текстиль», который в 90-е годы ассоциировался с дешевизной и низким качеством, вновь становится престижным.

Сегодня здесь шьют:
88%
хлопчатобумажных и 75% отечественных трикотажных тканей;
69%
всего российского постельного белья;
Более
трети всей производимой в стране спецодежды.

Текстильная отрасль региона — это более 450 предприятий, на которых трудится треть работающего населения региона и 24% от числа всех работников, занятых в текстильной индустрии страны.
Свои фабрики в Ивановской области открывают зарубежные компании. Например, итальянский производитель тканей для матрасов и мебели «Стеллини» построил новый завод с нуля. Здесь технологичное европейское оборудование последнего поколения соединяется с прядильными традициями региона: не случайно почетное место в цехе компании занимает старая прялка. Музейный экспонат наглядно показывает, как далеко ушла индустрия и насколько технологичным стал выпуск постельного белья и одежды в XXI веке.

Уровень 2: найти в своей истории точку роста

Кинешемский Кремль
Кинешемский Кремль

Другой способ использовать плюсы расположения — изучить историю местности и изыскать в ней пути для монетизации. Реализация скрытого потенциала — это небыстро и непросто, но позволяет создать долгосрочную бизнес-модель для целого региона. Для Ивановской области источником такого потенциала стали малые города. Это населенные пункты в несколько десятков тысяч жителей, которые ведут свою родословную со времен Древней Руси и хранят множество интересных и перспективных историй.

К слову, по количеству объектов культурного наследия на единицу площади Ивановская область уступает только Москве и Санкт-Петербургу, опережая Ярославскую, Московскую и Владимирскую области (154 на 1 тыс. кв. км против 150, 136 и 125 соответственно). И власти ведут активную работу по повышению привлекательности городов региона для отдыха и жизни. Так, Ивановская область вошла в тройку лидеров России по объему поддержки исторических поселений и малых городов. В 2019 году существенно преобразился облик Палеха. В 2021 году начались работы в Юрьевце и Гавриловом Посаде. По итогам всероссийского конкурса еще четыре гранта получили города Шуя, Кинешма, Южа и Тейково. Постепенно малые города начинают занимать свои места в путеводителях и привлекать энтузиастов внутреннего туризма из разных регионов.

Конный завод. Город Гаврилов Посад
Конный завод. Город Гаврилов Посад

Находящийся недалеко от Золотого кольца Гаврилов Посад сейчас восстанавливает конюшни Екатерининской эпохи и возрождает породу лошадей владимирский тяжеловоз. Посмотреть на тягловых лошадей и конную ферму регулярно приезжают экскурсионные группы на больших автобусах. Издавна известный лаковой миниатюрой Палех, в котором каждый восьмой — художник, восстановил свой культурный код как центр народных промыслов и территория творчества — от традиционной иконописи до современных арт-галерей, от авторской росписи мебели до живописи. Интерес к палехской росписи приводит в город крупный бизнес, инвесторов и, разумеется, туристов, которые приезжают в село-академию не только приобрести произведения искусства, но и чему-то научиться. Так, в палехские мастерские Александра Гусаковского, которые располагаются в отреставрированном старинном здании, устраивают мастер-классы для всех желающих.

вгоду
существенно преобразился облик Палеха

Шуйская ягода
Шуйская ягода

Прибрежный Юрьевец открыл для себя сразу две точки роста, обусловленные географией и историей. С одной стороны, это побережье Волги и экотуризм. С другой — связь с биографией знаменитого режиссера Андрея Тарковского. На организованный в память о нем кинофестиваль «Зеркало» сюда каждое лето съезжаются профессионалы и ценители кино со всего мира.
Сельская местность Ивановской области активно развивается в русле популярного экотренда. На всей ее территории открываются точки продаж фермерских товаров — от овощей до мяса. Наглядный пример — pop-up-магазин на плантациях «Шуйских ягод», где по выходным продают свежие ягоды, смузи и мармелад. Следующий этап — открытие полноценного туристического бизнеса, чтобы каждый гость мог почувствовать себя фермером и провести активный уик-энд на полях, где выращивают жимолость и клубнику.

Кардинальные улучшения транспортной доступности региона, масштабное благоустройство Иванова, ма-лых городов и исторических поселений, меры по возрождению в регионе волжского круизного туризма, со-бытийные поводы для организации туристических потоков в Ивановскую область приносят свои плоды. Но у отрасли есть и пространство для роста и потенциал, чтобы это пространство заполнить и расширить.

Компания «Kraft Heinz»
Компания «Kraft Heinz»

В частности, за счет развития бренда «ситцевого царства», который способен привлечь в регион ценителей промышленного туризма. Здесь они смогут не только совершить приятные покупки, но и получить новые знания, услышать увлекательные истории. Например, о технологиях производства тканей и драматических судьбах фабрикантских династий, ведущих родословную от крепостного крестьянства и сдавшихся под напором советской власти.

Уровень 3: изобрести нечто новое на базе традиций

Наивысший уровень сложности в развитии географического и историко-культурного потенциала — найти новый вариант осмысления своего наследия и разработать туристический бренд на его основе. Так поступили в Шуе — небольшом городе в 30 км от Иванова. В царской России Шуя была одним из духовных центров и местом паломничеств, приуроченных к церковным праздникам. Сейчас город возвращается к истокам и развивает бренд «Столица русского Рождества», который, ко всему прочему, призван отразить духовное возрождение молодежи.

Фестиваль «Русское Рождество». Город Шуя
Фестиваль «Русское Рождество».
Город Шуя

Шуя превращает январские каникулы в зимнюю сказку для всей семьи. В праздничные дни сюда можно приехать из Иванова на колоритном ретропоезде и, полюбовавшись деревянным вокзалом, восстановленным в облике XIX века, отправиться на рождественскую ярмарку, в парк Рождественского чуда и на прогулку по тематическому маршруту. Атмосферные исторические локации и общее ощущение праздника в декорациях настоящей русской зимы — это возможность почувствовать себя персонажем книги или кино, привлекательная не только для туристов, но и для жителей Шуи.

Фестиваль «Русское Рождество». Город Шуя
Фестиваль «Русское Рождество».
Город Шуя

Еще один новый локальный бренд — лимонад для взрослых, созданный в Гавриловом Посаде. Тонизирующий напиток с экстрактом родиолы розовой, или золотого корня, можно попробовать только в Ивановской области. И он имеет все шансы стать одной из визитных карточек возрождающегося города. Вокруг новых вкусов уже формируется целая экосистема, смыслообразующим центром которой стал Музей русских напитков. Это еще одна новация, созданная на основе богатого культурного и географического наследия Ивановской области.

Фестиваль «Русское Рождество». Город Шуя
Фестиваль «Русское Рождество».
Город Шуя

Читайте также